Knowledge-Sharing Platform

Central Asian Countries Initiative for Land Management

Technologies

Integrated Pest Management and Plant Protection

About the method

Importance of integrated pest management

The independence established in the Central Asian countries in 1991 opened up the opportunities for many residents to work on the land and become farmers. Often, the new farmers were interested in greater yields, in food security of their families, or higher profits. Targeting at higher yields, they have not paid much attention to the rational use of resources, the land in particular. Until now the land users apply different pesticides, fungicides and herbicides to combat pests and diseases. This resulted in high resistance of pests to pesticides, and in the vast habitats of pests that dominate the beneficial species. As a consequence, growers had to apply more chemicals, and therefore spend more.

The use of insecticides and the crop management practices lead to almost complete destruction of pest populations. However, the few surviving individuals are able to restore the population again and pass their descendants the ability to resist poisoning and death. Other important changes occur in populations when they merge with the other ones, or when the new species – workers – enter the population. Many insects behave as dangerous pests of agricultural crops since there are no former predators and parasites at the new location. At the same time, in nature, there are certain relationships between living organisms, so as the insects cannot propagate out of control and cause therefore damage to crops. Pests are destroyed by a large number of predators.

The development of
environmentally friendly methods of plant protection, the biological control in particular, is nowadays given special attention. In Central Asian countries the biological method is used to protect field and greenhouse crops. In all provinces of Uzbekistan the biolaboratories under the plant protection stations provide farmers with pure cultures of microorganisms and natural enemies, as well as provide methodological guidance on the use of biological control methods.

However, until now the share of environmentally friendly methods applied in the fields and gardens of Central Asia is not significant. This gap can be improved by introducing the experiences from the developed countries and especially the United States and Canada.

Presently, biological control in plant protection has to be enriched by new non-chemical methods of suppressing the pest population, whilst the role of biological control among various methods of pest control has to be enhanced as well.

History

People have attempted to use certain organisms to fight the other ones for a long time. Ants were used to combat the pests of citrus plants; similarly the bird myna imported from India was used to combat red locusts on the island of Mauritius. People repeatedly used to spread the predatory beetles in different countries.

The first scientific experiments on biological control methods have been conducted in the late seventies - early eighties XIX century. Ilya Mechnikov, famous Russian zoologist, discovered the pathogens of fungal and bacterial diseases of grain beetle, and conducted a series of experiments on the use of agents of green muscardine and founded the prospects for the practical use of pathogens.

Since the 1970s the Soviet scientists have carried out the reproduction of three types and 15 interspecific forms of trichogramme at 16 industrial biocontrol laboratories of the Ministry of Agriculture. The different forms of Trichogramma evanescens have been used against winter, cabbage and other types of noctuids of winter cereals, sugar beet, cabbage and potatoes. This progressive method was largely applied in Uzbekistan in more than 3 million ha. A large group of scientists and agricultural experts of that time was awarded the prizes for the development and implementation of biological control in the country.

Uzbekistan has developed and is currently implementing measures to introduce an integrated system of plant protection with pesticides safe for humans and animals. A network of biological laboratories and biofactories (total 809) with improved entomological services has been established in provinces throughout the country.

In the United States, Japan and in Europe there are large firms in the sphere of “biological control” - Valent Bioscience, Certis, Koppert Biological Systems, Biobest and many smaller companies. Jointly they produce about 90 agents of biological protection of more than $ 100 million dollars a year.

Today, the biological method is considered as part of an integrated pest management system (IPM), which is used together with the other measures to combat pests. The biological control products are produced out of beneficial microorganisms and their metabolic products that cause disease and mortality of pests.

Biological control method in plant protection

The biological method of pest management (biological control) is based on the use of parasitic and predatory insects (entomophages), as well pathogens to suppress, restrict or prevent mass reproduction of harmful species.

Initially, parasitic and predatory insects, entomophages, have been used, which were then followed by pathogens (bacteria, fungi, viruses) – the causative agents for plants.  

Crop protection from pests, diseases and weeds has to combine a variety of agronomic, chemical and biological methods. However, the crop management and biological control methods shall have a priority and thus gradually replace the chemical measures.

Biological control may include a number of techniques to reduce the number of unwanted organisms with the help of other species (animal predators specialized herbivorous species or parasites), by sterilizing male pest species that displace males capable of reproduction (genetic method). Close to the biological control are the agronomic and microbiological methods, the former utilizes crop management practices, the latter uses microorganisms to combat pests.

Biological pest control means balancing the pest populations by means of natural factors and human intervention. The method should imply knowledge of the environment and functioning of ecological systems. It is important to understand that the biological agents are not designed for the complete extermination of pest population, but only to control its density and reduce the damage to an acceptable level.

Natural enemies in biological control method

The fauna of pests (insects and mites) threatening agricultural crops in Central Asia - is rich and diverse. The largest number of pests belongs to the order of mites, beetles and lepidopterous insects.

Natural enemies of insect pests are divided into several groups: predators, parasites, pathogens and nematodes.

Well-known predators - spiders, ladybugs, ground beetles, dragonflies, lacewings and hoverflies - hunt or set traps to catch their prey. They feed on a variety of insects. Both the adult insects and larvae may be predators. Predator population corresponds to the population of pests. They lay more eggs when prey is abundant.

Parasites are those organisms that live and develop inside other insects. Parasites of tomato are Trichogramma, braconides (Braconidae), ichneumon wasps (Ichneumonidae) and flies. The parasites attack only one type of insect or their close relatives. Larvae only are parasites. One or more parasitic larvae develop on or inside the host. Parasites are often smaller than their hosts. Some parasites (e.g. Trichogramma), lay their eggs in pest eggs, others lay their eggs in the body of caterpillars or larvae as most of the ichneumon –gold wasps and tachina flies - do. Caterpillar continues to live and eat, together with the egg and later larvae, which ripen it.

Pathogens are fungi, bacteria or viruses that infect and kill the insect. For breeding, they require special conditions (such as high humidity, some sunlight). Most pathogens are specific for certain groups of insects, or even for a particular life stage of the insect. The most well-known pathogens are Bacillus thuringiensis (Bt) and virus NPV.

Nematodes are very small worms. Some types attack plants like root nematodes. Others, so-called entomopathogenic nematodes attack and kill insects. Entomopathogenic nematodes are usually effective against pests living in the soil or in wet conditions. The nematodes like Steinernem are also useful in pest control.

The most famous entomophages are ichneumon wasps, lacewing flies (Chrysopidae), tachina flies, earwigs, snakeflies, assassin bugs, and ground beetles.

Prerequisites

Role of entomophages in nature can be enhanced by use of plant resources. Plants serve as a shelter and a source of additional food for insects like flower pollen and nectar, which are absent in monoculture systems (cotton, wheat, rice, etc.).

For successful wintering of entomophages the presence of certain trees is of particular importance. A cracked bark of mature trees like mulberry, plane trees, apricot, is a place where insects gather for wintering. Feeding on nectariferous plants increases the life expectancy and fertility of many entomophages.

Insects are closely related to forage crops: it is both a habitat and a food source for them. Therefore, through plants it is possible to change the relationship with the different types of entomophages and thus enhance the effectiveness of the biological plant protection.

The natural enemies, besides food, need in sun-protected, shady, wet habitats and plants, suitable for egg laying.

Advantages

In future, biological control takes an important place in the integrated pest management system. As compared with the chemical method, it has a number of advantages:

  • lower energy costs;
  • helps reduce chemical impact on the environment;
  • does not lead to contamination of agricultural production and the environment;
  • does not disturb the ecological balance;
  • harmless to humans and farm animals, and bees and other natural enemies;
  • high number of entomophages and entomopathogens able to independently reduce the number of pests to a level so as they do not cause considerable damage to crops;
  • long lasting effect.

Disadvantages

The ecological foundations of biological control are poorly studied. The studies of the biogeocenosis are difficult, time-consuming, costly, and require the precision instruments. Relationships in ecosystems are very complex and multifaceted. Thus, there are still many unsolved problems in this area of science. Currently the biological control research focuses on conditions that determine the effectiveness of natural enemies of pests and methods that regulate relations between them.

Principles

Pesticides destroy a life cycle chain and create favorable conditions for uncontrolled reproduction of pests. The natural enemies-predators are killed at first: they live openly and do not hide as pests do. When applying pesticides, farmers kill their own allies and then face the problem of protecting their gardens and fields.

The live fences, plantings around the canal, and tree plantations are the habitat for a large variety of pests and natural enemies, where they live in equilibrium. Natural enemies kill the pests, thus preventing them to multiply out of control, but at the same time, they never kill them completely, maintaining its own population at a high level.

If pests become suddenly abundant in the garden, entomophages are ready to move to the crop plants and help the farmer to cope with this disaster. First, the number of pests increases, and only 2-3 weeks after, the number of predators and parasites grows in response to an increased amount of food, i.e. pests have 2-3 weeks for uncontrolled reproduction.

Project Purpose

Acting as an information repository and knowledge hub, this website helps to increase the use of innovations developed by the well-established CACILM Project in Central Asia. Its synthesis, compilation, and dissemination of current research provide a secure knowledge base that policymakers and other stakeholders can access and utilize to develop sustainable strategies capable of addressing the region’s severe land degradation.

The Project is funded by IFAD and led by ICARDA under framework of CGIAR Research Program on Dryland Systems.

Visualization of technologies

Technologies

Demo Plots

Climate Change Data for SWAT

Facebook


© 2015. CACILM.ORG
Knowledge-sharing platform.

Платформа обмена знаниями

Инициатива стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами

Технологии

Биологический метод защиты растений

О методе

Необходимость интегрированной защиты растений

После обретения независимости в 1991 году страны Центральной Азии наделили многих жителей земельными угодьями, дали возможность работать на земле. Зачастую, новых земледельцев интересовало то, как получить больше урожая, прокормить свои семьи, как получить больше прибыли…Добиваясь высокой урожайности, они не уделяли много внимания рациональному использованию своих ресурсов, в особенности земли. Для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур сельские жители применяли и частично продолжают применять различные пестициды, фунгициды и гербициды. В результате, развивалась устойчивость вредителей к пестицидам и на огромной территории образовались биоценозы вредных организмов, доминирующих над полезными видами, приходилось применять больше химических препаратов, и затраты росли.

Обработка полей инсектицидами, а также применение агротехнических приёмов приводят почти к полному уничтожению популяций вредных видов. Однако, немногие оставшиеся в живых особи вновь восстанавливают свою численность, одновременно передавая своим потомкам способность противостоять отравлению и избегать гибели. Не меньшие изменения в популяциях происходят, когда они принимают в свой состав новых особей - мигрантов или сливаются с другими популяциями. Многие насекомые проявляют себя как опасные вредители сельскохозяйственных культур, так как на новом месте они избавились от прежних хищников и паразитов.

Вместе с этим, существуют определенные взаимоотношения между живыми организмами в природе, вследствие чего, насекомые-вредители не могут бесконтрольно размножаться и наносить ущерб культурам. Насекомые-вредители уничтожаются большим количеством видов насекомых-хищников.

В настоящее время особое внимание уделяется разработке экологически безопасных методов защиты растений, а именно биологическому методу. В условиях стран Центральной Азии биологический метод применяется для защиты сельскохозяйственных культур открытого и закрытого грунта. Так, во всех областях Узбекистана имеются биолаборатории станций защиты растений, которые обеспечивают фермерские хозяйства чистыми культурами микроорганизмов и полезными насекомыми, а также осуществляют методическое руководство применением биологических средств на своей территории.

Тем не менее, до сих пор доля экологически безопасных средств на полях и в садах стран Центральной Азии не значительна. Отставание в области биометода можно наиболее экономно преодолеть путем использования опыта, накопленного в области биологической борьбы передовыми странами мира и прежде всего США и Канадой.

Особенностью развития биологического метода защиты растений на современном этапе является, с одной стороны, расширение его содержания за счет появления многих новых, нехимических способов подавления численности вредителей, а с другой стороны, изменение места биометода и его роли среди различных методов борьбы с вредителями.

У истоков биометода

Попытки использования одних организмов для борьбы с другими предпринимались с давних времен. Так, для уничтожения вредных насекомых на цитрусовых растениях использовали муравьев, для борьбы с красной саранчой на острове Маврикий – птицу майну, завезенную из Индии. В разных странах неоднократно пытались распространять хищных жуков.

Первые научные эксперименты по использованию биологических методов борьбы были предприняты в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов XIX столетия. Мечников открыл возбудителей грибных и бактериальных болезней хлебного жука, провел ряд опытов по использованию возбудителей зеленой мускардины и обосновал перспективы практического использования патогенных микроорганизмов.

В республиках бывшего Советского Союза начиная с 1970-х гг. проводилось размножение трех видов и 15 межвидовых форм трихо-граммы в 16 промышленных лабораториях биометодовМинистерства сельского хозяйства; использовались различные формы Trichogrammaevanescens против озимой, капустной и других видов совок на озимых зерновых культурах, сахарной свекле, капусте и картофеле.

Объем применения этого прогрессивного метода был наибольшим в Узбекистане - на более 3 млн. га. Большая группа ученых и специалистов сельского хозяйства за разработку и внедрение биометода в республике была удостоена премии. В настоящее время в Узбекистане разработаны и ведется реализация мер по внедрению интегрированной системы защиты растений с применением безопасных для человека и животных пестицидов. Создана сеть биолабораторий и биофабрик, также усилена энтомологическая служба. В настоящее время введены в действие 83 новых биолаборатории, а общее их количество составило - 809. Разработаны областные схемы интегрированной системы защиты растений.

В США, Японии и в европейском регионе сформировались крупные фирмы “биометода”: ValentBioscience, Certis, KoppertBiologicalSystems, Biobest и множество меньших компаний. Их совместными усилиями производится около 90 агентов биологической защиты на сумму более 100 млн долларов в год. 

Сегодня биологический метод рассматривается, как составная часть интегрированной системы защиты и применяется в комплексе с другими мерами борьбы с вредными организмами. В основу биологических препаратов положены полезные для защиты растений микроорганизмы или продукты их жизнедеятельности, которые вызывают заболевания и гибель вредителей растений.

Биологический метод защиты растений

Биологический метод борьбы с вредителями (биометод) основан на использовании паразитических и хищных насекомых (энтомофагов), болезнетворных микроорганизмов для подавления, ограничения или предупреждения массового размножения вредных видов.

Вначале в практике биометода применялись паразитические и хищные насекомые - энтомофаги, в последние годы стали использовать патогенные микроорганизмы - возбудители болезней насекомых: бактерии, грибы, вирусы.

Проблема защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков может быть успешно решена лишь на основе рационального сочетания различных методов - агротехнического, химического и биологического. При этом в системе специальных мероприятий все большее значение должны приобретать приемы агротехники и биометод, которые в отдельных случаях постепенно заменят чисто химические мероприятия.

Биометод может включать группу приемов, используемых для сокращения численности нежелательных в хозяйстве организмов с помощью др. видов (животных-хищников, узкоспециализированных растительноядных видов или паразитов), путем стерилизации самцов вредного вида, которые вытесняют мужские особи, способные к размножению (генетический метод). Близки к биометоду агротехнический метод, основанный на применении приемов агротехники, подрывающей основу существования нежелательного вида, и микробиологический, использующий микроорганизмы для борьбы с хозяйственно нежелательными формами.

Биологическая борьба с вредителями означает уравновешивание популяции вредителей, используя природные факторы, и, как правило, требует человеческого вмешательства. Биологическая борьба с вредными видами организмов должна основываться на знании экологии, на понимании особенностей функционирования экологических систем. Важно понимать, что биологические средства предназначены не для полного истребления популяции вредного вида, а лишь для снижения ее плотности с целью сокращения наносимого вреда до приемлемого уровня.

Виды полезных насекомых, используемых в биоконтроле

Фауна насекомых и клещей, вредящих сельскохозяйственным посевам в Центральной Азии - богата и разнообразна. Наибольшее количество вредителей относится к отрядам клещей, жуков и чешуекрылых.

Природные враги насекомых-вредителей подразделяются на несколько групп: хищники, паразиты, патогенные микроогранизмы и нематоды.

Общеизвестные хищники: пауки, божья коровка, земляной жук, стрекоза, златоглазка и журчалка. Они охотятся или устраивают ловушки, чтобы поймать свою добычу. Они питаются различными особями насекомых. Как взрослые насекомые, так и личинки могут быть хищниками. Популяция хищников соответствует популяции насекомых-вредителей. Они откладывают больше яиц при наличии большого количества добычи.

Паразитами являются те организмы, которые живут и развиваются внутри другого насекомого. Паразитами вредителей томата являются трихограмма, бракониды, ихневмониды и мухи. Паразиты атакуют только один вид насекомых или их близких родственников. Паразитами являются только личинки. Одна или больше паразитных личинок развивается на или внутри насекомого - хозяина. Паразиты часто меньше своих хозяев - насекомых. Одни паразиты (например, трихограмма), откладывают свои яйца в яйца вредителя, и из яиц появляются личинки не вредителя, а паразита. Другие откладывают свои яйца в тело гусениц или личинок. Так делают большинство наездников – ихневмонид и мухи – тахины. Гусеница продолжает жить и питаться, а внутри нее зреет сначала яйцо, затем личинка.

Патогенными микроорганизмами являются грибки, бактерии или вирусы, которые заражают и убивают насекомых. Для размножения они требуют особых условий (например, высокую влажность, небольшое количество солнечного света). Большинство патогенных микроорганизмов являются специфическими для определенной группы насекомых, или даже для определенной стадии жизни насекомого. Наиболее известные патогенные микроорганизмы Bacillusthuringiensis (Бити) и вирус NPV.

Нематоды – это очень маленькие черви. Некоторые их виды атакуют растения (например, корневые нематоды). Другие, так называемые энтомопатогенные нематоды, атакуют и убивают насекомых. Энтомопатогенные нематоды обычно эффективны в борьбе с вредителями, живущими в почве или во влажных условиях. Такие нематоды, как Steinernem, также полезны в борьбе с вредителями.

Самые известные энтомофаги – наездники, златоглазка, мухи-тахины, уховёртки, верблюдки, клопы – хищницы, жужелицы.

Необходимые условия

Роль энтомофагов в природе может быть усилена с помощью растительных ресурсов. Растения могут служить полезным насекомым, как убежищем, так и источником дополнительного питания. Часто подкормка включает пыльцу цветка и нектар, которые отсутствуют в системах монокультур (хлопок, пшеница, рис и др.).

Для успешной зимовки энтомофагов особенно важно наличие определенных видов растений: тута, чинары, урюка, причём такого возраста, когда кора этих деревьев образует трещины и где полезные насекомые скопляются на зимовку. Питание на нектароносах увеличивает продолжительность жизни и плодовитость многих энтомофагов.

Насекомые тесно связаны с кормовыми растениями, как со средой обитания так и как с пищевым фактором. Поэтому, посредством растений, представляется возможным вносить соответствующие коррективы во взаимоотношения с различными видами энтомофагов и, таким образом, повышать эффективность биологической защиты растений.

Кроме питания, полезным насекомым требуются защищенные от солнца, тенистые, влажные места обитания и растения, подходящие для откладки яиц.

Преимущества

В будущем биометод займет важное место в интегрированной системе защиты растений, так как по сравнению с химическим он обладает рядом преимуществ:

  • не требует больших энергетических затрат;
  • способствует снижению химического воздействия на окружающую среду;
  • не ведет к загрязнению сельскохозяйственной продукции и окружающей среды;
  • не нарушает экологического равновесия;
  • обладает длительностью действия безвредности для человека и сельскохозяйственных животных, а также пчел и других полезных насекомых;
  • при высокой численности энтомофаги и энтомопатогены способны самостоятельно снизить количество вредителей до уровня, при котором они уже не причиняют ощутимого ущерба возделываемым растениям;
  • отличается долговременностью действия.

Недостатки

До настоящего времени ахиллесовой пятой биометода является слабая изученность его экологических основ. Изучение биогеоценозов сложно и трудоемко, требует больших затрат средств, времени и оснащения тонкими и точными приборами. Связи и взаимоотношения в биогеоценозах очень сложны и многосторонни. Их изучение особенно усложняется тем, что в каждой большой стране приходится иметь дело со многими тысячами вредных видов и еще большим количеством полезных видов - регуляторов численности вредителей. Поэтому вполне естественно, что в области биогеоценологии нерешенных проблем значительно больше, чем хорошо изученных.

В настоящее время в области биометода основное внимание уделяется изучению условий, определяющих эффективность естественных врагов вредных организмов, и разработке методов направленного регулирования взаимоотношений между ними. 

Принцип работы

Ядохимикаты разрушают живую цепь и создают все условия для бесконтрольного размножения вредителей. Погибают в первую очередь полезные насекомые - хищники, которые живут открыто и не прячутся, как вредители, в разных укромных местах: под корой или комочками почвы. Применив ядохимикаты, сельские труженики попадают к ним в плен, поскольку уничтожают своих союзников и остаются одни с проблемой защиты своих садов и полей.

В “живых” изгородях, вокруг арыка, в лесопосадках всегда живет большое количество разнообразных вредных и полезных насекомых, Там они находятся в равновесии. Полезные насекомые поедают вредных, тем самым не давая им бесконтрольно размножаться, но, в то же время, они никогда не уничтожают их полностью, поддерживая, таким образом, свое питание и соответственно свою численность на достаточно высоком уровне

Если в саду вдруг начнется массовое размножение вредителей, энтомофаги будут наготове, чтобы переселиться на культурные растения и помочь садоводу справиться с этой бедой. В этом случае, нарушается та последовательность событий, которая характерна для сада без “живых” изгородей. Сначала наблюдается рост численности вредителей и, только через 2-3 недели, в ответ на увеличение количества пищи начинает расти численность хищников и паразитов, т.е. вредители имеют 2-3 недели для бесконтрольного размножения. Таким образом, “живые” изгороди служат помощниками садоводам, где обитают энтомофаги.

Цель проекта

Собрать все лучшее, что накоплено в Центральной Азии по устойчивому управлению земельными ресурсами, - такова цель регионального проекта «Улучшение использования и формирования знаний по устойчивому управлению земельными ресурсами в Центральной Азии». В проекте участвуют пять стран.

Проект осуществляется международ- ным центром ИКАРДА при финансовой поддержке IFAD в рамках исследовательской программы КГХМСХИ по засушливым системам.

Визуализация технологий

Технологии

Демонстрационные Участки

Climate Change Data for SWAT

Facebook


© 2015. CACILM.ORG
Платформа обмена знаниями.